Латунь ЛС59-1

Латунь ЛС59-1 – это сплав меди на 57-60%, цинка на 37,05-42,2%, свинца на 0,8-1,9% и примесей до 0,75%. Цинк и свинец в сплаве являются легирующими элементами, улучшающими и до неузнаваемости изменяющими свойства меди, позволяют снизить стоимость сплава и облегчить механическую обработку деталей из него.

Химический состав ЛС59-1 по ГОСТ 15527- 2004
Fe P Cu Pb Zn Sb Bi Sn Примесей -
до 0.5 до; 0.02 57 - 60 0.8 - 1.9 37.05 - 42.2 до 0.01 до 0.003 до 0.3 всего 0.75 Si + Sn < 0.5 %

Химический состав ЛС59-1 указан в ГОСТ 15527- 2004, ГОСТ 2208-2007, ГОСТ 2060-2006, ГОСТ 31366-2008, ГОСТ Р 52597-2006.

Из-за свинца латунь ЛС 59-1 является хрупкой, ломкой при высоком давлении и не выдерживает ударные нагрузки, поэтому совершенно не поддаётся ковке. Сплав ЛС59-1 относится к латуням обрабатываемым давлением, однако прутки из этой латуни чаще обрабатывают на скоростных металлорежущих станках и, соответственно ЛС59-1 причисляют к категории автоматных материалов. ГОСТ на латунные прутки - ГОСТ 2060-90, а на те же прутки для автоматов - ГОСТ Р 52597- 2006. Благодаря наличию свинца в составе латуни ЛС59-1 при обработке изделий из нее резанием образуется мелкая стружка, что позволяет выполнять такую обработку на высоких скоростях. Поэтому латунь ЛС59-1 называют сыпучкой.

Свойства ЛС59-1

Механические свойства отличаются для разных полуфабрикатов из-за метода производства латуни ЛС59-1.

Механические свойства ЛС59-1 при Т=20oС
Сортамент sв - Предел кратковременной прочности d5 - Относительное удлинение при разрыве
МПа %
Трубы прессованные, ГОСТ 494-90 390  
Пруток прессованный, ГОСТ 2060-2006 360 22
Пруток твердый, ГОСТ 31366-2008 490 7
Пруток мягкий, ГОСТ 31366-2008 330 25
Проволока мягкая, ГОСТ 1066-90 340 25-30
Проволока твердая, ГОСТ 1066-90 440-640 1-8
Полоса холоднокатаная твердая, ГОСТ 931-90 460-610 5
Полоса холоднокатаная мягкая, ГОСТ 931-90 340-470 25
Полоса горячекатаная, ГОСТ 931-90 360-490 18

Реально пруток латунный ЛС59-1 производится полутвердым по автоматному ГОСТу. Проволока латунная ЛС59-1 производится как твердая, так и мягкая, её - в отличии от прутков часто можно заменить на латунь Л63.

Мех свойства латунных прутков ЛС59-1
Способ изготовления Состояние поставки прутков Диаметр, № ключа или сторона квадрата, мм Временное сопротивление σв, Мпа (кгс/мм2) Относительное удлинение после разрыва % δ5 Относительное удлинение после разрыва % δ10 Твердость НВ - по Бринеллю Твердость HV - по Виккерсу
прутки мягкие От 3 до 50 мм 330 (34) 25 22 80 80
Полутвердые От 3 до 12 мм 410 (42) 10 8 100 121
Тянутые Полутвердые От 13 до 20 мм 390 (40) 15 12 100 121
Полутвердые От 21 до 40 мм 390 (40) 18 15 100 121
Твердые прутки От 3 до 12 мм 490 (50) 7 5 130 171
Прессованные От 10 до 50 мм 360 (37) 22 18 80
прессованные От 55 до 180 мм 360 (37) 22 18 70

Литейные и технологические св-ва ЛС59-1
Температура плавления ЛС59-1 900   °C
Температура горячей обработки ЛС59-1 780 - 820   °C
Температура отжига ЛС59-1 600 - 650 °C

Применение ЛС59-1

Благодаря хорошей обрабатываемости резанием, в том числе на высоких скоростях, мелкой стружке и чистоте обрабатываемой поверхности из ЛС 59-1 возможно массовое изготовление очень точных мелких деталей, что делает эту латунь незаменимой во многих областях.
Однако, одним из важных недостатков этого сплава является резкое увеличение хрупкости уже при средних температурах, начиная от 200 °С. Поэтому во вращающихся деталях трения скольжения, где возможен сильный нагрев, использовать ЛС59-1 нельзя и вместо неё применяется бронза БрАЖ9-4. Заказчикам деталей вращения и втулок нужно внимательно проверять из какого материала сделан их заказ, так как по внешнему виду бронза БрАЖ и латунь ЛС59-1 неотличимы - желтый, блестящий, золотистый сплав.
Сплав ЛС59-1 обладает антифрикционными свойствами и, поэтому, его можно применять для изготовления различных деталей для работы при высоком трении, например, подшипников скольжения. Так как этот сплав обладает более высокой твёрдостью, чем другие латунные (медь-цинк) сплавы, и имеет стойкость к истиранию, листы из него возможно применять для изготовления направляющих элементов буровых установок, различных станков (направляющие для движения кареток), канатов мостов.